Πέμπτη 16 Ιουνίου 2016

Невыносимое унижение: почему Московский патриархат отказался от участия во Вселенском Соборе

О  том, какое значение для создания Украинской национальной церкви будет иметь Всеправославный Собор на Крите и почему его проведению активно противодействует РПЦ, в интервью Politeka рассказывает епископ Российской православной автономной церкви Григорий (Вадим Лурье)

16 июня на острове Крит должен начаться Всеправославный, или восьмой Вселенский Собор. Что значит его проведение для христиан и почему говорят о восьмом соборе? 

— Официально считается, что Вселенских соборов было семь. Неофициально, еще с византийских времен, их было восемь — вместе с так называемым Великим в Константинополе 879-880 годов. Последний был созван в 1351 году, но он считается частью VІ Вселенского 680-681 годов, как это ни странно. С тех пор соборов, которые были бы признаны всем православным миром, не было. Нынешний официальные церкви готовят еще с 1963 года.

Какие решения принимают на таком уровне?

— Раньше хотели уравновесить Второй Ватиканский собор 1962-1965 годов, который католики провели как Вселенский. В то время официальные православные центры тоже хотели сделать что-то подобное. Это была идея тех лет.В 1970-х годах все это подзабыли. Сегодня идею реанимировали, но в новых условиях.
В официальном православии обострился главный вопрос: кто в доме хозяин? Эта проблема осложнилась из-за событий в Украине, но не только. Возникли «непризнанные церкви» не лишь в Украине, но и в Македонии, Черногории. Сложная ситуация также — на территориях, отделившихся от Грузии, и в Эстонии, хоть там и не те масштабы.
Сейчас между Москвой и Константинополем идет перетягивание каната. Во второй половине 2000-х начались резкие столкновения, потому что изменилась ситуация в Украине. При президентстве Виктора Ющенко, в 2008 году, состоялся визит патриарха Константинопольского (Варфоломея) в Киев, была договоренность о том, что он признает Киевский патриархат. Теперь он имеет на это полное право.
В Константинополе считают, что никакой переуступки Киева Москве не было. По факту было управление Московского патриарха, но в Константинополе не принимали никакого акта, который бы отдавал Киевскую митрополию Москве.
Киевская митрополия — это большая территория: большей части современной Украины, Беларуси, Польши и Смоленской области России. При этом в нее не входит Крым и территория возле Мариуполя — Северное Приазовье.  Там территория Готфско-Кефайской (или Готско-Кафской) митрополии, которая была силой отторгнута от Константинополя еще во времена Екатерины ІІ в 1779 году.
Константинополь этого не признает, Киевская и Готско-Кафская  метрополии от Константинополя никогда не отчуждались. Поскольку Константинополь ничего не переуступил, то 1924 году был издан томос о том, что можно возродить автокефалию на этих землях.
Его неофициально называют «Томос о польской автокефалии», потому что поводом для его выдачи стала автокефалия именно в Польше. Но этот документ так сформулирован, что может распространяться на территории всей Киевского митрополии, а не только на Польшу в границах 1924 года.
Во время немецкой оккупации Беларуси томос автоматически начал действовать на ее территории, потому что Беларусь – тоже часть Киевской метрополии. Константинополь считает, что решение о «польской» автокефалии продолжает действовать. Москва, естественно, его не признает, но это ничего не меняет.
Получается, что территория современной Украины полностью принадлежит юрисдикции Константинополя, а потому лишь он может быть верховным арбитром в воспросах Украинской церкви. Именно поэтому Константинополь ведет неофициальные переговоры с Киевским патриархатом о признании. Эти переговоры достигли своего пика в 2008 году, ко времени визита Варфоломея в Киев, и должны были закончиться признанием КП.

— Но этого не произошло.

— Московская патриархия интриговала, но ничего не смогла сделать. Тогда попросили МИД России связаться с турецкими властями, чтобы они надавили на Патриарха. Он должен был подчиниться, потому что он -чиновник турецкого государства. Таким образом, с 2008 по 2015 год турецкие власти блокировали действия Константинопольского патриархата относительно Украины.
Понятно, что события 2015 года, конфликт Турции и РФ радикально изменили позицию Анкары. У Константинополя теперь развязаны руки. И так получилось, что уже после назначения приблизительной дата этого Собора, радикально изменилась позиция Турции, которая теперь не дружит с Кремлем.
Что делать? РПЦ не может прямо сорвать собор, потому что это поставило бы ее в изоляцию, а Кремль увидел бы, что РПЦ МП ни на что на способна. До последнего момента в МП не знали, что делать. И вот Болгарская церковь — как бы от собственного лица, хотя за этим лицом торчат «чьи-то» (московские, — ред.) уши — попросила перенести Собор.
А потом еще сербы начали просить понизить его статус до простого межправославного совещания. Почти параллельно идет предложение от Московской патриархии собраться и обсудить «проблему». То есть здесь — «проблема», которую Московская патриархия сама же и создала через своих клиентов.
Константинополь выступил против переноса даты и вообще не собирается рассматривать понижение статуса. Даже совсем напротив: через своего неофициального представителя он уже успел заявить, что будет считать решения Собора обязательными для всех церквей — включая тех, которые от участия в нем отказались.
В Константинополе настаивают, что единство должно быть результатом Собора, а не его условием, а если бы оно было изначально — то и не было бы причины всем собираться. Таким образом, Московский патриархат попадает в ситуацию, когда любые действия лишь ему навредят.
Поэтому сейчас МП действует хаотично. Думаю, что в последний момент Владимир Михайлович Гундяев (патриарх Московский Кирилл, – ред.) что-то выберет, отталкиваясь от своего эмоционального состояния. Это его  традиционный стиль управления.

— Делегация РПЦ приедет на Собор или нет?

— Думаю, что возможен и тот, и другой вариант. Если РПЦ не поедет, то надо будет убеждать весь мир, что Собор не состоялся. А Константинополь будет говорить, что состоялся — и его большинство официальных православных церквей поддерживает.  В Кремле такая позиции Гундяева будет воспринята не очень хорошо.
Второй вариант: он поедет, но будет говорить, что на соборе РПЦ «победила». Для того, чтобы сейчас сохранить лицо перед Кремлем, это для него — лучший из плохих вариантов. Но, видимо, личное участие в Соборе оборачивается для Гундяева уже настолько невыносимым унижением, что сам он не поедет и отправит какую-нибудь делегацию со своим представителем во главе.

— Какие решения на нем будут приняты?

— На Соборе, скорее всего, все будет настолько рамочным, что никто ни о чем не договорится. Но потом все будут ссылаться на него: что Собор, мол, санкционировал действия Константинопольского патриархата — те, о которых, возможно, не будут даже упоминать.
Константинопольский патриарх будет делать все, чтобы практически осуществить свое доминирование в Украине и решить вопрос автокефалии Украинской национальной церкви. Поэтому Собор — это рывок в направлении украинской автокефалии и умаления роли Московского патриархата среди православных церквей.
Я считаю, что Украине необходима автокефалия и переименование Московской патриархии. Ее нынешнее официальное название «УПЦ» — это название-нонсенс. Лучше называть ее «РПЦ в Украине». И под этим названием перерегистрировать всех желающих.

— Это кардинально повлияет на украинские церковные расклады?

— Любой результат Собора приведет к укреплению позиций Киевского и Константинопольского патриархатов. Хотя на соборе о Киевском патриархате могут и ничего не сказать.
Второе: в среде МП в Украине усилятся позиции автокефалистов. Но теперь не они будут играть роль первой скрипки в переговорах с Константинополем, а Киевский патриархат. Москва ослаблена, Константинополю незачем вести переговоры с ней. Ей нужно будет становиться в хвост к Киевскому патриархату.
Третье: усилится епископ Лонгин (Жар) (викарий Черновицкой епархии УПЦ МП, – ред.) и антигундяевская оппозиция в среде Московского патриархата в Украине. Они не просят автокефалии, не выходят из состава МП, но считают место Московского патриархата вакантным. Для украинского общества, если оставить в стороне религиозные вопросы, это тоже приемлемая позиция. Это состояние де-факто автокефалии части Московского патриархата в Украине, которая не признает Гундяева. Другие дело, что они признают митрополита Онуфрия, а эта фигура — ни рыба, ни мясо.

— Какое название лучше взять автокефальной церкови в Украине, чтобы сохранить преемственность с православием Киевской Руси?

— Мне трудно сказать, потому что это все-таки слишком внутриукраинское дело. Если смотреть на Киевский патриархат, то они будут строить автокефальную церковь с преемственностью от Киевской митрополии Древней Руси. На советском языке, они должны называться УПЦ или Православная Церковь в Украине. Если на языке Михаила Грушевского и украинского национализма — Православная Церковь Руси-Украины. Возможно, это лучше название, которое можно предложить в будущем.
Кстати, будет это патриархат или просто автокефалия – не самое важное для общества и верующих. Главная задача — получить свою церковь.

— Сможет ли МИД России провести трюк, как в 2008 году, чтобы через турецкую власть надавить на Константинопольский патриархат?

— Нет. Пока не сменится власть в Анкаре или Москве, вероятности повтора 2008 года нет. У РФ с Турцией конфликт. Политическое руководство Турции сейчас однозначно за то, чтобы Константинопольский патриарх сделал как можно больше гадостей Москве.

— Как на это все смотрит Ватикан и греко-католики?

— У греко-католиков с Ватиканом конфликт интересов. Он проявился во время Гаванской встречи (Папы Франциска и патриарха Московского Кирилла, –ред.). В Ватикане — свой предмет торга с Московским патриархатом и Кремлем. Разменной монетой для Ватикана традиционно являются греко-католики. Поэтому любое ослабление Московской патриархии выгодно для греко-католиков, ибо делает Москву не такой привлекательной для договоренностей с Ватиканом.
Нельзя сказать, что для Ватикана Московская патриархия медом помазана. Нет. В Беларуси Ватикану проще договариваться с Лукашенко. Поэтому я бы не сказал, что Ватикан уж так сильно будет оплакивать ослабление Московской патриархии.
Кроме одного момента. Если Ватикан использует греко-католиков в диалоге с Москвой, то Московскую патриархию он использует в переговорах с Константинополем. Мол, будете себя плохо вести — сблизимся с Москвой. Этот инструмент ватиканской политики будет сломан. О нем немного всплакнут, но не долго.

— А на позиции Владимира Гундяева это повлияет?

— Грядет резкое снижение авторитета Московского патриархата. Если увидим форсированное вытеснение Константинополем Москвы из Украины и Молдовы, это будет означать смену весовых категорий в православном мире. В случае, если приходы в Украине и Молдове отойдут, это будет сильным ударом по РПЦ.
Падение международного влияния автоматически означает потерю авторитета внутри России. Так, уже в 2014 году оказалось, что для удерживания вместе остатков бывшего СССР гундяевский «русский мир» — это не клей, а сопли. Это привело к резкому падению авторитета Гундяева в Кремле. Его авторитет немного «вытянул» Папа Римский, который встретился с ним в Гаване.
Однако влияние РПЦ и дальше будет падать. В России это ведет к углублению процесса секуляризации общества. Это уже сейчас происходит. Еще одно последствие —  регионализация РПЦ, когда все проблемы уже сейчас решаются через региональные структуры РПЦ и местных чиновников. Московский патриарх становится все более декоративной конструкцией.
P.S. После интервью стало известно, что Московский патриархат принял решение не участвовать во Всеправославном соборе, который должен пройти на острове Крит 16-27 июня.