OFFICIAL DOCUMENTS OF THE HOLY AND GREAT COUNCIL OF THE ORTHODOX CHURCH
ΣΧΕΣΕΙΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΠΡΟΣ ΤΟΝ ΛΟΙΠΟΝ ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΟΝ ΚΟΣΜΟΝ-RELATIONS OF THE ORTHODOX CHURCH WITH THE REST OF THE CHRISTIAN WORLD
ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ОСТАЛЬНЫМ ХРИСТИАНСКИМ МИРОМ
ΣΧΕΣΕΙΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΠΡΟΣ ΤΟΝ ΛΟΙΠΟΝ ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΟΝ ΚΟΣΜΟΝ-RELATIONS OF THE ORTHODOX CHURCH WITH THE REST OF THE CHRISTIAN WORLD
ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ОСТАЛЬНЫМ ХРИСТИАНСКИМ МИРОМ
1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой
Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании
твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения
христианского единства в современном мире.
2. Православная Церковь основывает свое единство на
факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой
Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и
святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь
имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном
Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви
кафолический характер.
3. Ответственность Православной Церкви в отношении
единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими
Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между
правой верой и общением в таинствах.
4. Непрестанно молясь «о соединении всех»,
Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее,
ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов
восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в
экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в
его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная
Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с
божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
(1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан.
Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с
другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви
нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как
последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых
исторических условиях.
5. Современные двусторонние богословские диалоги,
которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за
восстановление единства христиан, основываются на ее православном
самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного
единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви
семи Вселенских Соборов.
6. Единство, которым обладает Церковь по своей
онтологической природе, не может быть нарушено. Тем не менее
Православная Церковь признает историческое наименование других не
находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий,
и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на
скорейшем и более объективном уяснении ими всей экклезиологической
тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и
апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и
пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на
диалог с остальными христианами на двустороннем и многостороннем уровнях
и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что
таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой
истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее,
преследуя объективную цель – подготовить путь к единству.
7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные
Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных
богословских диалогах, и большинство также в работе различных
национальных, региональных и международных межхристианских организаций,
несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая
многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства
ответственности и убеждения, что взаимопонимание и сотрудничество имеют
основополагающее значение, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12).
8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами,
Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим
делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию
предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая»
(молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным
христианским миром Православная Церковь опирается не только на
человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.
9. Участие в нынешних двусторонних богословских
диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях,
является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных
Православных Церквей, которые призываются активно и постоянно
участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному
свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если
какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на
какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не
является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или
сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует
обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить
солидарность и единство Православной Церкви. Двусторонние и
многосторонние богословские диалоги должны подлежать периодической
переоценке на всеправославном уровне.
10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских
дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются
достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или
окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью
своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви
из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для
того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская
Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько
Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной
богословской комиссии определенного диалога на серьезных
экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях,
эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой,
письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о
своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский
Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в
отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода
конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано
необходимым.
11. Методология ведения богословских диалогов
направлена на разрешение традиционных богословских различий или
выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов
христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование
церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда
какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский
диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному
вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для
принятия в дальнейшем необходимых действий.
12. Очевидно, что общей для всех целью богословских
диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и
любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия
позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к
достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика
проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование
применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех
диалогов одна.
13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия
по координации работы различных Межправославных богословских комиссий,
учитывая, что существующее единство Православной Церкви должно
раскрываться и проявляться также и в рамках этих диалогов.
14. Любой официально объявленный диалог
заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной
богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии
подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей
Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один
диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном
уровне не будет объявлено решение о его окончании.
15. После успешного завершения работы какого-либо
богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о
восстановлении церковного общения, которое должно основываться на
консенсусе всех Поместных Православных Церквей.
16. Одним из главных органов в истории
экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые
Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали
его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как
и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как
Конференция Европейских Церквей (КЕЦ), Совет Ближневосточных Церквей и
Всеафриканский Совет Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав
не все инославные христианские церкви и конфессии, исполняют важную
задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и
Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а
вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета
Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным
Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.
17. Поместные Православные Церкви – члены ВСЦ
принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми
имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в продвижение
мирного сосуществования и сотрудничества пред лицом значительных
общественно-политических вызовов. Православная Церковь охотно
приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании
Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в
ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998).
Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и
принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и
консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент
работы ВСЦ.
18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей
внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов,
Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не
принимает идею «равенства конфессий» и не может принять
единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле
единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь
богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры,
тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.
19. Православные Церкви – члены ВСЦ считают
обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его
Конституции, согласно которому его членами могут быть те, кто веруют, по
Писаниям, во Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в
славимого в Троице Бога – Отца, Сына и Святого Духа, согласно
Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что
экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей»
имеют основополагающее значение для участия православных в Совете.
Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае
не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ – не договариваться о
союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами,
действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты
между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства
Церкви. Ни от одной церкви при вхождении в ВСЦ не требуется менять свою
экклезиологию. Однако факт членства в ВСЦ не означает, что каждая
церковь должна считать другие церкви церквами в истинном и полном смысле
этого термина». (Торонтская декларация, §2).
20. Перспективы проведения богословских диалогов
Православной Церкви с остальным христианским миром всегда определяются
на основе принципов православной экклесиологии и канонических критериев
уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон Второго и 95-й канон
Пято-Шестого Вселенских соборов).
21. Православная Церковь желает поддержать работу
Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее
богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно
оценивает документы богословского характера, изданные Комиссией при
значительном участии православных богословов, как важный шаг в
экуменическом движении на пути к сближению христиан. Однако Православная
Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах
важнейших вопросов веры и устройства. Тем не менее Православная Церковь
выражает свои опасения по главнейшим вопросам веры и устройства,
поскольку неправославные Церкви и конфессии отклонились от истинной веры
Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
22. Православная Церковь считает, что любые попытки
разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами
под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат
осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви,
сохранение истинной православной веры возможно только благодаря
соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший
критерий Церкви в вопросах веры и канонического порядка (6-е правило
Второго Вселенского Собора).
23. Общим для Православной Церкви является осознание
необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому
она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру
делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную»
Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма,
униатства или иных провокационных проявлений межконфессионального
антагонизма. В том же смысле Православная Церковь считает важным, чтобы
все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами Евангелия,
приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на острые
проблемы современного мира. Этот ответ должен основываться на идеальном
примере нового во Христе человека.
24. Православная Церковь сознает тот факт, что в
ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за
восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо,
чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство
разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и
своей веры.
Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить
день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет
«одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).
† Вселенский Патриарх Кир Варфоломей, Председатель† Патриарх Александрийский Кир Феодор
† Патриарх Иерусалимский Кир Феофил
† Патриарх Сербский Кир Ириней
† Патриарх Румынский Кир Даниил
† Архиепископ Кипрский Кир Хризостом
† Архиепископ Афинский и всея Эллады Кир Иероним
† Митрополит Варшавский и всея Польши Кир Савва
† Архиепископ Тиранский, Дурресский и всея Албании Кир Анастасий
† Архиепископ Прешовский и всея Чехии и Словакии Кир Ростислав
ДЕЛЕГАЦИЯ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА
† Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев
† Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан
† Старец-Митрополит Пергамский Иоанн
† Старец-Архиепископ Американский Димитрий
† Митрополит Германский Августин
† Архиепископ Критский Ириней
† Митрополит Денверский Исаия
† Митрополит Атлантский Алексий
† Митрополит Принкипонисский Иаков
† Митрополит Приконисский Иосиф
† Митрополит Филадельфийский Мелитон
† Митрополит Галльский Эммануил
† Митрополит Дарданелльский Никита
† Митрополит Детройтский Николай
† Митрополит Сан-Францисский Герасим
† Митрополит Киссамский и Селинский Амфилохий
† Митрополит Корейский Амвросий
† Митрополит Селиврийский Максим
† Митрополит Адрианопольский Амфилохий
† Митрополит Диоклийский Каллист
† Митрополит Иеропольский Антоний (Глава Украинских Православных в США)
† Архиепископ Тельмисский Иов
† Архиепископ Харупольский Иоанн, Глава Патриаршего Экзархата Приходов Русской Традиции в Западной Европе
† Епископ Нисский Григорий (Глава Карпаторусских Приходов в Юрисдикции Вселенского Патриархата в США)
ДЕЛЕГАЦИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА
† Старец-Митрополит Леонтопольский Гавриил
† Митрополит Найробский Макарий
† Митрополит Кампальский Иона
† Митрополит Зимбабвийский и Анголийский Серафим
† Митрополит Нигерийский Александр
† Митрополит Трипольский Феофилакт
† Митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий
† Митрополит Киринский Афанасий
† Митрополит Карфагенский Алексий
† Митрополит Мванский Иероним
† Митрополит Гвинейский Георгий
† Митрополит Ермупольский Николай
† Митрополит Иринупольский Димитрий
† Митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин
† Митрополит Аккрский Наркисс
† Митрополит Птолемейский Эммануил
† Митрополит Камерунский Григорий
† Митрополит Мемфийский Никодим
† Митрополит Катангский Мелетий
† Епископ Бразавильский и Габонский Пантелеимон
† Епископ Бурундийский и Руандский Иннокентий
† Епископ Мозамбикский Хризостом
† Епископ Ниерский и Кенийских гор Неофит
ДЕЛЕГАЦИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА
† Митрополит Филадельфийский Венедикт
† Архиепископ Константинский Аристарх, Старец-Архиграмматевс
† Архиепископ Иорданский Феофилакт
† Архиепископ Амфидонский Нектарий
† Архиепископ Пелльский Филумен
ДЕЛЕГАЦИЯ СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ
† Архиепископ Охридский и Митрополит Скопийский Иоанн
† Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий
† Митрополит Загребский и Люблянский Порфирий
† Епископ Сремский Василий
† Епископ Будимский Лукиан
† Епископ Новограчаницкий Лонгин
† Епископ Бачский Ириней
† Епископ Зворницкий и Тузлинский Хризостом
† Епископ Жичский Иустин
† Епископ Враньский Пахомий
† Епископ Шумадийский Иоанн
† Епископ Браничевский Игнатий
† Епископ Далматинский Фотий
† Епископ Бихачский и Петровацкий Хризостом
† Епископ Никшичский и Будимлянский Иоанникий
† Епископ Захумский и Герцеговинский Григорий
† Епископ Вальевский Милутин
† Епископ в Западной Америке Максим
† Епископ в Австралии и Новой Зеландии Ириней
† Епископ Крушевачский Давид
† Епископ Славонский Иоанн
† Епископ в Австрии и Швейцарии Андрей
† Епископ Франкфуртский и в Германии Сергий
† Епископ Тимокский Иларион
ДЕЛЕГАЦИЯ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ
† Архиепископ Ясский и Митрополит Молдавский и Буковинский Феофан
† Архиепископ Сибиуский и Митрополит Трансильванский Лаврентий
† Архиепископ Вадский, Фелеакский и Клужский и Митрополит Клужский, Албийский, Крисанский и Марамурешский Андрей
† Архиепископ Краевский и Митрополит Олтенийский Ириней
† Архиепископ Тимишоарский и Митрополит Банатский Иоанн
† Митрополит в Западной и Южной Европе Иосиф
† Митрополит в Германии и Центральной Европе Серафим
† Митрополит Тырговишский Нифон
† Архиепископ Альба-Юльский Ириней
† Архиепископ Романский и Бакыуски Иоаким
† Архиепископ Нижне-Дунайский Кассиан
† Архиепископ Арадский Тимофей
† Архиепископ в Америке Николай
† Епископ Орадийский Софроний
† Епископ Страхайский и Северинский Никодим
† Епископ Тулчинский Виссарион
† Епископ Сэлажский Петроний
† Епископ в Венгрии Силуан
† Епископ в Италии Силуан
† Епископ в Испании и Португалии Тимофей
† Епископ в Северной Европе Макарий
† Епископ Плоештский Варлаам, Викарий Патриарха
† Епископ Ловиштенский Эмилиан, Викарий Архиепископа Рымникского
† Епископ Вичинский Иоанн Кассиан, Викарий Архиепископа в Америке
ДЕЛЕГАЦИЯ КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ
† Митрополит Пафский Георгий
† Митрополит Китийский Хризостом
† Митрополит Киринийский Хризостом
† Митрополит Лимассольский Афанасий
† Митрополит Морфский Неофит
† Митрополит Константский и Аммохостский Василий
† Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор
† Митрополит Тамасский и Оринисский Исаия
† Митрополит Тримифунтский и Левкарийский Варнава
† Епископ Карпасийский Христофор
† Епископ Арсинойский Нектарий
† Епископ Амафунтский Николай
† Епископ Лидрский Епифаний
† Епископ Хитрский Леонтий
† Епископ Неапольский Порфирий
† Епископ Месаорийский Григорий
ДЕЛЕГАЦИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ
† Митрополит Филиппийский, Неапольский и Тассоский Прокопий
† Митрополит Перистерийский Хризостом
† Митрополит Илийский Герман
† Митрополит Мантинийский и Кинурийский Александр
† Митрополит Артийский Игнатий
† Митрополит Дидимотихийский Орестиадский и Суфлийский Дамаскин
† Митрополит Никейский Алексий
† Митрополит Навпактский и Святовласийский Иерофей
† Митрополит Самосский и Икарийский Евсевий
† Митрополит Касторийский Серафим
† Митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий
† Митрополит Кассандрийский Никодим
† Митрополит Идрский, Спетский и Эгинский Ефрем
† Митрополит Серрский и Негритский Феолог
† Митрополит Сидирокастронский Макарий
† Митрополит Александрупольский Анфим
† Митрополит Неапольский и Ставропольский Варнава
† Митрополит Мессинийский Хризостом
† Митрополит Илийский, Ахарнийский Петрополийский Афинагор
† Митрополит Ланкадасский, Литийский и Рентинийский Иоанн
† Митрополит Новоионийский и Филадельфийский Гавриил
† Митрополит Никопольский и Превезийский Хризостом
† Митрополит Иерисосский, Святой Горы и Ардамерионский Феоклит
ДЕЛЕГАЦИЯ ПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
† Архиепископ Лодзинский и Познанский Симон
† Архиепископ Люблинский и Холмский Авель
† Архиепископ Белостокский и Гданьский Яков
† Епископ Семятычский Георгий
† Епископ Горлицкий Паисий
ДЕЛЕГАЦИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ
† Митрополит Корчинский Иоанн
† Митрополит Гирокастринский Димитрий
† Митрополит Аполлонийский и Фьерский Николай
† Митрополит Эльбасанский Антоний
† Митрополит Амантийский Нафанаил
† Епископ Вилидский Астий
ДЕЛЕГАЦИЯ ЧЕШСКОЙ И CЛОВАЦКОЙ ЦЕРКВИ
† Архиепископ Пражский Михаил
† Епископ Шумперкский Исаия