«Единство Церкви не может быть поставлено в зависимость от числа приехавших делегаций»
Интервью архидиакона Иоанна Хриссавгиса Сергею Чапнину
Сергей Чапнин, colta.ru
26 июня на Крите завершился Всеправославный собор, подготовка к
которому продолжалась более 50 лет. Однако в российских СМИ — и
светских, и церковных — о соборе говорили в скептическом и даже
критическом тоне.
Связано это с тем, что за две недели до начала собора патриарх Кирилл внезапно отказался принимать в нем участие. Ехать на Крит отказались и еще три церкви — Антиохийская, Грузинская и Болгарская. Тем не менее 10 церквей из 14 провели собор, который получил название «Святого и Великого».
Связано это с тем, что за две недели до начала собора патриарх Кирилл внезапно отказался принимать в нем участие. Ехать на Крит отказались и еще три церкви — Антиохийская, Грузинская и Болгарская. Тем не менее 10 церквей из 14 провели собор, который получил название «Святого и Великого».
Архидиакон Иоанн Хриссавгис, советник патриарха
Константинопольского Варфоломея по богословским вопросам, руководил
работой пресс-службы собора. В интервью Сергею Чапнину он представляет
взгляд на собор со стороны тех, кто в нем участвовал. Это первое
интервью официального представителя Вселенского патриархата российским
СМИ после отказа РПЦ участвовать в соборе.
— Отец Иоанн, среди православных, в том числе и в
России, были большие ожидания, связанные с тем, что Всеправославный
собор засвидетельствует единство Православной церкви, но этого не
произошло. Четыре поместные церкви не послали своих делегатов, и многих
это разочаровало. Как вы оцениваете сложившееся положение? Какова
позиция Вселенского патриархата в отношении церквей, отказавшихся
участвовать в соборе?
— Делегаты Святого и Великого собора глубоко сожалеют о
том, что некоторые из братских церквей, включая Русскую православную
церковь, отказались принять в нем участие. Отложить собор было
невозможно — это бы нарушило соглашение, достигнутое в январе 2016 года в
Швейцарии. Никто из предстоятелей, включая Вселенского патриарха, не
вправе действовать вопреки консенсусу относительно проведения Святого и
Великого собора. Перенести дату собора на более поздний срок (как
предлагала, в частности, Русская православная церковь. — Ред.) можно было только консенсусом.
При этом я не считаю, что единство как таковое зависит от
числа приехавших или может быть поставлено в зависимость от каких-либо
национальных интересов. Поместные православные церкви постепенно
осознают, что есть нечто большее, чем то, что находится внутри их
национальных границ. И это «большее» раскрывается в том единстве,
причастниками которого мы становимся при совершении святой Евхаристии.
То же самое подразумевается в именовании нынешнего собора Великим, т.е.
всеобщим, наднациональным.
Архидиакон Иоанн Хриссавгис на пресс-брифинге 21 июня 2016 года© Dimitrios Panagos / Greek Orthodox Church
— Как, на ваш взгляд, может работать принцип
консенсуса, если четыре церкви отсутствуют? Насколько законными и
обязательными будут решения собора?
— Собор не отказывается от принципа консенсуса. Фактически
все соборные документы будут утверждаться консенсусом присутствующих
делегаций. Ни один церковный собор не нуждался в консенсусе тех, кто
отсутствует. На Эфесском соборе долго не было Антиохийского патриарха
Иоанна. На соборе 1872 года не были представлены Болгарская и Русская
церкви. Тем не менее отсутствие представителей отдельных церквей не
лишало решения этих соборов законной силы.
Решения Святого и Великого собора законны в силу того, что
подписывающие их архиереи представляют веру Церкви на всеправославном
уровне. Но еще раз повторю: соборность — понятие не количественное, а
прежде всего качественное. Рецепция соборных решений уже началась и, без
сомнения, продолжится в последующие годы. По-гречески «собор»
называется «синод», что буквально значит «совместный путь», и это
предполагает долгий путь к единству. Единство — это цель, а не исходная
точка. Способ достижения этой цели и есть собор, то есть пребывание
вместе и участие в открытом диалоге.
— Приходилось слышать, что собор занимается в
основном церковно-административными проблемами и его документы не имеют
отношения к жизни большинства православных христиан. Согласны ли вы с
этим мнением?
— Отцы собора (традиционное именование участников собора. — Ред.)
много раз в своих дискуссиях обращались к пастырским и повседневным
проблемам. Документ «Миссия Православной церкви в современном мире» и
Послание собора будут наиболее значимы для большинства верующих.
Документ «О браке» посвящен вопросам церковного права, но, без сомнения,
будет важен для многих православных, особенно тех, кого касается
проблематика браков с неправославными.
Но позвольте мне еще раз отметить, что, прежде чем
обращаться к вопросам своей паствы, своих стран и всего мира,
православные архиереи призваны сперва выстроить диалог между собой. Если
они не способны к открытому и честному разговору друг с другом, какого
же доверия к себе они могут ждать от нас, от своей паствы? Таким
образом, Святой и Великий собор играет важнейшую роль в том, чтобы
всемирное свидетельство Православной церкви было единодушным и
заслуживало доверия.
На открытии Всеправославного собора. Православная академия в Колимбари, 20 июня 2016 года© Jarosław Charkiewicz / Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny
— Что будет после собора? Как вы видите будущее
межправославного сотрудничества? Как часто могли бы собираться такие
соборы? И какова в этом процессе роль синаксиса предстоятелей поместных
церквей?
— Собор положил начало важному процессу: епископы из разных
поместных церквей встретились, прошли вместе определенный путь,
оказались вовлечены в диалог. Реальность такова, что, начиная совместный
путь, нам нужно сделать первый шаг. И этот собор — не важно, насколько
он неполный, несовершенный и даже неуклюжий — это наш первый, прежде
немыслимый, шаг в начале этого священного пути.
Мы надеемся, что этот собор возвестит о новой эпохе
соборности на глобальном уровне. Соборное начало в Церкви — это прочный и
неизменный союз любви. Для Православной церкви крайне важно жить этой
соборностью не только в теории, но и на практике. Нам необходимо жить в
соответствии с тем, что мы проповедуем.
— На соборе патриарх Варфоломей предложил осудить
этнофилетизм (т.е. практику, когда общецерковные интересы приносятся в
жертву национально-политическим. — Ред.), но с его предложением
согласились не все. Вы можете прокомментировать позицию Вселенского
патриарха? Сегодня этнофилетизм представляет серьезную проблему для
большинства православных церквей. Греки и русские здесь не исключение.
— Вселенский патриархат всегда был последователен в
осуждении этнофилетизма, который ставит национальную идентичность выше
религиозной. Важно помнить, что в прошлом все православные церкви в той
или иной форме также осуждали это заблуждение.
Этнофилетизм зачастую служит основой для наших все еще
продолжающихся разногласий. При этом необходимо отметить, что любовь к
своей стране, если она не поставляется выше любви к Богу и ближнему, —
это здравый патриотизм, вполне совместимый с православным образом мысли.
Но и здравый патриотизм нам не стоит использовать для
прикрытия корпоративных интересов и приоритетов в ущерб церковному
единству и экклезиологии. Моя тревога связана с тем, что нестроения
такого рода можно наблюдать все чаще и чаще во многих православных
церквах, особенно в диаспоре. И вы правы, это не только греческая или
русская проблема. То же самое я вижу и в Болгарской, и в Грузинской, и в
Румынской церквах.
На открытии Всеправославного собора. Православная академия в Колимбари, 20 июня 2016 года© Sean Hawkey / Holy Council
— Что вы можете сказать о работе собора? В какой атмосфере проходили обсуждения?
— Приятно отметить, что все выступления и дискуссии на
соборе носили открытый, честный и уважительный характер. Я полагаю, что
это главное достижение, настоящее чудо Пятидесятницы.
Я заметил это прямо на первой сессии собора, после
совершенной в праздник Пресвятой Троицы Божественной литургии, и затем в
понедельник на первом, согласно программе, заседании. Днем в
понедельник началось нечто, для нас непривычное, но между тем совершенно
нормальное: предстоятели и архиереи стали разговаривать, выражать свое
мнение, порой довольно эмоционально, но при этом с готовностью слушать
друг друга и даже прислушиваться к чужому мнению.
Я постоянно слышал от делегатов удивленные восклицания
наподобие «Я даже не предполагал, что такое может быть в нашей братской
церкви в Нигерии или Камеруне» или «Я с удивлением узнал, что такое
происходит в Албании или Польше». Такие реакции — всецело и полностью
плоды действия Святого Духа.
На открытии Всеправославного собора. Православная академия в Колимбари, 20 июня 2016 года© John Mindala / Holy Council
— Вы считаете, что собор остается всеправославным? Если да, то почему?
— Я уже не раз говорил, что всеправославный характер
нынешнего Святого и Великого собора основан на всеправославном решении,
принятом в январе 2016 года всеми предстоятелями автокефальных
православных церквей. Если бы собор созвал Вселенский патриарх в
одностороннем прядке, то отсутствие одной или нескольких церквей
повлияло бы на его всеправославный статус.
Зачем использовать эту слабую отговорку? Все церкви
договорились встретиться, договорились о времени и месте, согласовали
повестку и буквально каждую страницу каждого из документов, купили
билеты, забронировали гостиницы, подали списки делегаций, и вдруг что-то
приключилось. Проблема тут не в том, всеправославный статус у собора
или нет, а в том, согласуется ли то, как церкви поступают, с тем, о чем
они договариваются и что скрепляют своей подписью.
— Остается ли русский язык официальным языком
собора, несмотря на отсутствие делегации Русской церкви? И если да, то
кто работает над переводами? Можете ли вы гарантировать качество
перевода документов на русский?
— Русский остается официальным языком, и я уверен, что те,
кто участвует в этой работе, имеют необходимую квалификацию и как
переводчики, и как богословы.